Краснокаменский район

Забайкальский край

МБОУ "Целиннинская СОШ"

«Развитие познавательных способностей учащихся через использование информационно-коммуникативных технологий в процессе изучения иностранных языков»

   Как известно, современная система образования в области иностранных языков строится в рамках личностно-ориентированной парадигмы. При этом данная система, как и любая другая сложная система, демонстрирует множественность путей своего развития, реализуя личностно-ориентированный, деятельностный, коммуникативно-когнитивный, межкультурный и компетентностный подходы. И по какому бы пути она сегодня ни развивалась, ей присущи такие категории, как интеллектуальное, творческое и нравственное развитие учащихся.

  Приоритет личностно-ориентированной парадигмы языковой образовательной системы ставит в центр обучения не деятельность преподавания, а учения, т.е. познавательную деятельность учащегося, учитывающую и развивающую его индивидуальные возможности, креативные и рефлексивные способности. При таких концептуальных воззрениях на обучение иностранным языкам основная задача учителяорганизовать продуктивную учебную деятельность учащихся, которая представляет собой определённый тип самостоятельной творческой учебно-познавательной деятельности учащегося. Данная деятельность обеспечивает ему реализацию его личностного когнитивного и креативного потенциала, даёт возможность овладеть стратегиями образовательной деятельности, а также приобрести эффективный самостоятельный опыт изучения и использования иностранного  языка в разных ситуациях и условиях самореализации и саморазвития. Это, в свою очередь, требует “включения” процесса изучения иностранного языка в аутентичную продуктивную (проектную, научно-исследовательскую) деятельность на иностранном языке, связанную с освоением обучающимися реального социокультурного пространства. Здесь главным становится процесс познания/учения (а не процесс преподавания, как это было до сих пор при традиционном обучении), трактуемый как индивидуализированный и автономный процесс, требующий от учащегося высокой степени самостоятельности и активности, а также умений грамотно работать с информацией. Особую роль в реализации указанных концептуальных положений призваны сыграть новые технологии обучения, все более интенсивно внедряемые в систему языкового образования вообще и языкового школьного образования в частности.

     Современные педагогические технологии, такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), Интернет-ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом всех способностей детей, их уровня обученности, склонностей.

      Современный компьютер представляет собой эффективное  средство оптимализации условий умственного труда вообще, в любом его проявлении.

       Работа с компьютерными обучающими программами на уроках иностранного языка включает:

       - изучение лексики;

       - отработку произношения;

       - обучение диалогической и монологической речи;

       - обучение письму;

       - отработку грамматических явлений.

       Использование на уроках компьютера помогает в решении целого ряда дидактических задач: формировать умения чтения, совершенствовать умения письменной речи школьников; пополнять словарный запас учащихся; формировать у школьников устойчивую мотивацию к изучению иностранного языка (немецкого). Мир новейших информационных технологий занимает всё большее место в нашей жизни. Использование их на уроках ИЯ повышает мотивацию и познавательную активность учащихся всех возрастов, расширяет их кругозор.

        Информационно-коммуникативные технологии способствуют усилению учебной мотивации изучения ИЯ и совершенствованию знаний учащихся. ИКТ направлены на интенсификацию процесса обучения, совершенствование форм и методов организации учебного процесса.

      А  глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи и т.д.

Как информационная система, Интернет предлагает своим пользователям многообразие информации и ресурсов. Базовый набор услуг может включать в себя:

        - электронную почту;

        - телеконференцию;

        - видеоконференцию;

        - возможность публикации собственной информации, создание собственной домашней странички;

        - доступ к информационным ресурсам;

        - справочные каталоги;

        - поисковые системы;

        - разговоры в сети;

        Эти ресурсы могут быть активно использованы на уроке иностранного языка.

        Овладение коммуникативной и межкультурной компетенцией невозможно без практики общения, и использование ресурсов Интернет на уроке иностранного языка в этом смысле просто незаменимо: виртуальная среда Интернет позволяет выйти за временные и пространственные рамки, предоставляя её пользователям возможность аутентичного общения с реальными собеседниками на актуальные для обеих сторон темы. Однако нельзя забывать о том, что Интернет – лишь вспомогательное техническое средство обучения, и для достижения оптимальных результатов необходимо грамотно интегрировать его использование в процессе урока.

         Достичь коммуникативной направленности при обучении иностранным  языкам с помощью компьютера можно в режиме текстового редактора.

 Word – одна из самых совершенных программ в классе текстовых процессоров, который предусматривает выполнение сотен операций. С его помощью можно легко совершать коммуникативно важные действия над текстом. Текстовой процессор может использоваться как инструмент для создания тренировочных упражнений, как инструмент для стимулирования деятельности учащихся по созданию текстов на изучаемом языке.

         Примеры заданий:

         - напечатайте текст, внесите в него изменения;

         - сократите текст, оставив в нём самую важную информацию;

         - найдите и выделите в тексте ответы на следующие вопросы;

         - поделите текст на смысловые части;

         - восстановите правильный порядок следования предложений;

         - в тексте нет знаков препинания, заглавных букв, пробелов между словами, восстановите его;

         - найдите и выделите пассивные конструкции (жирным шрифтом, курсивом).

         Также учащиеся создают коммуникативно важные тексты: поздравительные открытки, анкеты, биографии, рефераты, проекты.

         Компьютер постепенно становится инструментом, позволяющим решать задачи развития языковых, познавательных и коммуникативных способностей ребёнка.

         Из опыта работы с информационно-коммуникационными технологиями я могу сказать, что они, несомненно, способствуют повышению у детей мотивации к изучению иностранного языка и формированию индивидуальных, творческих, познавательных способностей. Именно информационные технологии способны сделать учебный процесс для школьника личностно значимым, в котором он сможет полностью раскрыть свой творческий потенциал, проявить свои исследовательские способности, фантазию, креативность, активность, самостоятельность. Недаром эта технология относится к технологиям XXI века. Очевидно, что уже в ближайшее время изучение иностранных языков с внедрением новых информационно-коммуникационных технологий из области исследований перейдёт в область обучения и получит широкое распространение.

Наши контакты:

МОУ "Целиннинская СОШ"

Адрес: 674697, Забайкальский край, Краснокаменский район, п.Целинный, ул.Центральная, дом 18


Телефон: 8(30)-245-57390

E-mail: zelinninschule@yandex.ru

Бесплатный хостинг uCoz